Мировой рынок интернет-торговли продолжает расти и расширяться. Согласно данным, опубликованным на портале www.statista.com, в 2016 году 58,3% интернет-пользователей совершали покупки в интернете. Ожидается, что к 2019 году этот показатель вырастет до 63%. Очевидно, что среди обилия интернет-магазинов искушенный покупатель отдаст предпочтение функциональному, удобному и стабильному.

В этой статье мы расскажем, на что необходимо обращать внимание при тестировании интернет-магазинов, а также поговорим об особенностях тестирования интернет-магазинов на CMS Magento.

Основное отличие интернет-магазина от любого другого сайта - в его задаче: размещение товаров на виртуальной витрине для их покупки пользователями. Но мало просто продать товар -  важно оставить у покупателя положительные эмоции от покупки. Подход к тестированию прежде всего должен предполагать:

  1. Проверку функционала, начиная с самого важного: найти товар, добавить его в корзину, оформить и оплатить заказ.

  2. Оценку удобства использования: может ли покупатель быстро и с комфортом совершить покупку, очевидно ли поведение страниц, нет ли дополнительных действий, усложняющих процесс выбора и препятствующих покупке.

  3. Техническую способность интернет-магазина выдержать наплыв посетителей.

  4. Проверку на работоспособность в любых браузерах и на любых устройствах.

Функциональное тестирование

На этом этапе необходимо проверить реализацию функциональных требований, согласно спецификации на разработку. Кроме ряда особенностей, внедряемых в конкретный магазин, основной пользовательский сценарий типичен в любом интернет-магазине: вход на сайт, просмотр каталога, выбор товара, оформление заказа и оплата. Также зачастую он расширяется регистрацией и авторизацией.

В немалой степени положительному опыту процесса покупки в интернет-магазине способствует очевидность «поведения» страниц: оно не должно выходить за пределы привычного для покупателя сценария, быть интуитивно понятным и предсказуемым. Если покупатель не сможет найти нужный товар или не поймет, как оформить заказ, яркое дизайнерское решение и скорость отклика страницы не спасут магазин от потери клиента.

1. Вход покупателя на сайт

При входе на сайт пользователь должен получить приятное первое впечатление и сразу понять, какой продукт предлагается для покупки. Важно, чтобы на этом этапе покупатель смог при желании получить контактную информацию о продавце, способах оплаты и доставки. Необходимо проверить функционирование элементов, преимущественно располагаемых на главной странице - с ними покупатель сталкивается сразу, и может покинуть магазин, если что-то не будет работать должным образом:

  • навигация по магазину (категории и спецпредложения);

  • функционирование поиска;

  • автоматическое и ручное пролистывание слайдеров (на десктоп-версии и мобильных устройствах);

  • переход на релевантные страницы при клике на баннеры со спецпредложениями.

2. Просмотр каталога

Получив общее представление о магазине, покупатель перемещается в каталог для просмотра товаров. Каталог выполняет функцию навигатора по магазину, включает в себя категории и подкатегории. Основные и самые важные этапы проверки:

  • переход на любую из категорий и подкатегорий;

  • на мобильных устройствах каталог трансформируется в удобное меню с раскрывающимся списком;

  • каталог представляет собой сетку активных товаров с наименованиями и ценами;

  • если товаров много и они содержат характеристики, должна быть возможность их отсортировать, чтобы отобрать нужные позиции;

  • при клике на товар можно перейти на детальную страницу с подробным описанием;

  • товар можно добавить в корзину;

  • если представлен большой список товаров, должна быть предусмотрена пагинация по страницам.

3. Выбор товаров

Если покупатель заинтересовался каким-либо товаром, из представленных в каталоге, он переходит на детальную страницу. Это неизменный атрибут интернет-магазина. Она помогает предоставить всю необходимую информацию о товаре, описать его наиболее привлекательным способом и призвана помочь покупателю принять решение о покупке. На детальной странице обязательно наличие элементов, при отсутствии которых пользователю будет неудобно ориентироваться среди множества товаров:

  1. Название товара
  2. Артикул
  3. Описание товара
  4. Изображения
  5. Цена
  6. Наличие на складе.

Покупатель выбирает товары и добавляет их в корзину. Это важный этап покупки в интернете, на котором пользователь не только собирает информацию о понравившихся товарах, но и откладывает их для дальнейшего пристального изучения и принятия решения о покупке. С точки зрения функционала важно прежде всего проверить, что:

  • товар добавляется в корзину и это очевидно для пользователя (есть уведомление и миникорзина пополняется выбранной позицией);

  • покупатель видит полную стоимость всей покупки в миникарте;

  • цены корректны (цена не меняется при добавлении в корзину), при добавлении нескольких товаров должна верно указываться их сумма;

  • покупатель может в любой момент просмотреть содержимое корзины;

  • если осуществляется доставка товаров на дом, то при расчете стоимости покупки указана стоимость доставки, и она корректна;

  • пользователь может изменять количество товаров - добавлять или удалять их;

  • если товара нет на складе, то его нельзя добавить в корзину - и об этом появляется уведомление;

  • скидки и спецпредложения рассчитываются верно.

4. Оформление заказа

После выбора товаров и согласия покупателя на покупку, происходит оформление заказа. Здесь же зачастую происходит регистрация в системе. На этом этапе важно помнить, что покупателю необходимо предоставить возможность выбора - оформлять заказ без регистрации или предварительно зарегистрироваться на сайте. Для интернет-магазина процесс регистрации крайне важен: это и формирование базы клиентов, и анализ портрета покупателя, а также сбор статистики и многое другое. Но регистрация не должна быть навязанным действием. Лучше рассказать на страницах магазина о преимуществах создания аккаунта (отслеживание посылок, бонусы постоянным клиентам и др.).  Подробнее мы расскажем об этом в п.5.

Что еще необходимо учитывать при тестировании процесса оформления заказа?

  • для физических лиц и для организаций реквизиты заказа будут разными. Все это достаточно просто учесть в регистрационной форме, но обязательными для заполнения должны быть только абсолютно необходимые для оформления заказа поля.

  • истекает из первого: только нужные поля в формах, отсутствие лишних шагов на процессе регистрации;

  • возможность вернуться на предыдущий шаг чекаута и изменить уже заполненные данные;

  • уже на этапе оформления заказа покупатель может захотеть удалить товар из списка или, наоборот, добавить еще - это нужно учитывать и предоставлять такую возможность.

5. Авторизация и регистрация

Большинство крупных интернет магазинов имеют функциональность личного кабинета. В личном кабинете пользователь может управлять своими заказами, получать информацию об индивидуальных предложениях, просматривать накопленные баллы по программам лояльности и прочее. В личном кабинете тестируют следующее.

  • изменение заказа (отмена, изменение количества);

  • треккинг заказа при доставке;

  • возврат покупки;

  • баллы лояльности;

  • специальные предложения;

  • историю заказов.

6. Оплата товара

Обычно интернет-магазины предоставляют несколько вариантов оплаты: наличными при получении, кредитной картой, безналичным платежом со счета и т.д. - всё зависит от целей и возможностей конкретного интернет-магазина. При тестировании оплаты необходимо учитывать следующее:

  • если пользователь узнал о вариантах и стоимости доставки заранее в соответствующем разделе на сайте, эта информация не должна отличаться от той, которая будет на этапе чекаута: не должны отсутствовать какие-то варианты, стоимость не может быть другой;

  • необходима  возможность выбора любого из способов оплаты, но только одного (например, нельзя выбрать одновременно оплату онлайн и оплату наличными при доставке);

  • если пользователь выбирает оплату онлайн через специальные платежные сервисы, должен происходить переход на страницы эти сервисов для авторизации и продолжении процесса оплаты;

  • активная сессия онлайн-оплаты должна завершаться при простое;

  • если существуют отличия в процессе оплаты для зарегистрированного и незарегистрированного пользователя, они должны учитываться;

  • на странице оформленного заказа и в письме клиенту должен быть отображен вариант оплаты.

Юзабилити-тестирование

Существуют исследования по выявлению основных причин отказов от покупки. Оказывается, покупатели чаще всего идут на такой шаг в следующих случаях:

  • для совершения покупки требуется регистрация;

  • платежная форма кажется небезопасной;

  • процесс оформления заказа сложен, неочевиден или занимает много времени;

  • присутствует большое количество полей для заполнения;

  • появляется оповещение о платной доставке, о которой пользователь не был уведомлен в процессе оформления.

Все эти «тонкие места» должны попадать в фокус пристального внимания при тестировании интернет-магазина. В нашем блоге вы можете узнать, как лучше тестировать юзабилити, чтобы увеличить прибыльность магазина.

Кроссбраузерное и кроссплатформенное тестирование

С распространением разнообразных гаджетов мир стал мобильнее: стало удобно оплачивать счета за квартиру из онлайн-банка, заниматься английским через приложение на смартфоне, работать из любой точки мира и быть на связи 24/7. Еще никогда покупка товаров не была такой простой. Всё больше людей хотят иметь возможность оформить заказ, используя не только ПК, поэтому интернет-магазин должен быть кроссбраузерным и кроссплатформенным – то есть выглядеть идеально в любом браузере, при любом разрешении экрана и на любом устройстве.

Баги верстки не настолько критичны, как баги функционала, но тем не менее они могут заставить покупателя отказаться от покупки на сайте. Поэтому тестирование верстки интернет-магазина имеет одну существенную особенность: в нем должны учитываться точки принятия решений (контрольные точки, на которых покупатель решает, продолжать ли ему процесс покупки или нет). Как правило, это корректность отображения элементов, посредством взаимодействия с которыми клиент сможет выполнить целевое действие на сайте.

Например, важно обратить внимание на следующие этапы:

  1. Просмотр каталога. Вряд ли пользователь захочет продолжать процесс покупки, если сетка товаров будет “неопрятной”: товары должны быть выровнены относительно друг друга и остальных элементов на странице, не должны “накладываться” друг на друга, кнопка добавления в корзину не должна съезжать или пропадать и т.д.

  2. Просмотр товара. В любом браузере детальная страница товара должна выглядеть одинаково, изображения не должны обрезаться или растягиваться на всю ширину экрана на мобильных устройствах.

  3. Оформление заказа. Слишком маленькая кнопка оплаты или неработающие чекбоксы в одном из браузеров могут стать существенной преградой на пути пользователя к совершению покупки.

Проводя кроссбраузерное и кроссплатформенное тестирование нужно ставить во главу пользователя и его потребности. Например, предупреждение о том, что пользователь использует устаревшую версию браузера и для корректного отображения сайта желательно скачать новую - хороший тон.

Нагрузочное тестирование

Способность магазина выдержать большой наплыв посетителей становится очевидной при увеличении числа покупателей и в сезон распродаж. Для этого существуют инструменты, имитирующие постепенное увеличение пользователей, находящихся на сайте. Если время загрузки сайта остается прежним, что и на уровне с небольшим трафиком, в таком случае проблема не наблюдается. Для интернет-магазинов тестировать можно и осуществление одновременных транзакций, чтобы получить время отклика всех самых важных бизнес-функций. Кроме того, нагрузочное тестирование приобретает особое значение при планируемой масштабируемости интернет-магазина.

В нашем блоге мы подробно рассказывали о нагрузочном тестировании и показали, как можно произвести нагрузочный тест на Magento 2 с использованием Apache Jmeter.


Особенности тестирования интернет-магазинов, созданных на Magento

Мы рассказали о важных особенностях тестирования интернет-магазинов для исключения ошибок в их работе с точки зрения функционала, удобства, производительности и совместимости. Это необходимый минимум для качественной работы любого магазина.

Возможности Magento при создании интернет-магазина по-настоящему впечатляющие. Без преувеличения можно утверждать, что на Magento можно создать магазин любой сложности, включив в него функции, которые будут качественно отличать его от конкурентов.

Существуют ли какие-то отличительные черты процесса тестирования интернет-магазинов на платформе Magento?

1. Тестирование мультисторности

Magento CMS делает возможным создание сразу нескольких интернет-магазинов, а затем позволяет управлять ими из общего центра, одной административной панели. При проверке необходимо учитывать эту особенность.

2. Проверка назначения ролей и разграничения прав в системе

В Magento CMS реализовано удобное управление, которое позволяет разграничить права в административной панели для разных людей: менеджеров, бухгалтеров, программистов и других. Разделы, предназначенные для специалиста с определенной заявленной ролью, не должны быть доступны другому, если они скрыты для этой роли.

3. Проверка совместимости расширений

Помимо встроенного функционала Magento имеет множество модулей (или расширений) и различных шаблонов - это масштабируемая и расширяемая платформа. Обязательно нужно проводить тестирование на совместимость, чтобы убедиться, что расширения не конфликтуют и не мешают работе друг друга.

4. Тестирование валют и оплаты

Сильной стороной Magento является встроенная поддержка валют и курсов валют. Например, можно применить для управления магазином одну валюту, а на сайте цена будет отображаться в другой валюте. Можно настроить систему так, что клиент магазина самостоятельно выбирал удобную валюту. Управление курсами валют можно осуществлять в ручном или автоматическом режиме, для разных витрин использовать различные валюты. Все возможные варианты необходимо тестировать.


Подводя итоги

В нашей компании накоплен большой опыт в теcтировании интернет-магазинов на платформе Magento - как небольших, так и занимающих лидирующие позиции в своих отраслях. Мы знаем не понаслышке об особенностях Magento и при тестировании умеем выявлять недочеты и качественно устранять их на самых ранних этапах, что позволяет снизить затраты на разработку.

Будем рады помочь вам в создании современного и функционального магазина.

Использованная литература

  1. Digital buyer penetration worldwide from 2016 to 2021
  2. Особенности тестирования интернет-магазинов
  3. Процесс-оплаты-картой-в-интернете
  4. Советы по тестированию Magento для e-commerce приложений