Мировой рынок интернет-торговли продолжает расти и расширяться. Согласно данным, опубликованным на портале www.statista.com, в 2016 году 58,3% интернет-пользователей совершали покупки в интернете. Ожидается, что к 2019 году этот показатель вырастет до 63%. Очевидно, что среди обилия интернет-магазинов искушенный покупатель отдаст предпочтение функциональному, удобному и стабильному.
В этой статье мы расскажем, на что необходимо обращать внимание при тестировании интернет-магазинов, а также поговорим об особенностях тестирования интернет-магазинов на CMS Magento.
Основное отличие интернет-магазина от любого другого сайта - в его задаче: размещение товаров на виртуальной витрине для их покупки пользователями. Но мало просто продать товар - важно оставить у покупателя положительные эмоции от покупки. Подход к тестированию прежде всего должен предполагать:
-
Проверку функционала, начиная с самого важного: найти товар, добавить его в корзину, оформить и оплатить заказ.
-
Оценку удобства использования: может ли покупатель быстро и с комфортом совершить покупку, очевидно ли поведение страниц, нет ли дополнительных действий, усложняющих процесс выбора и препятствующих покупке.
-
Техническую способность интернет-магазина выдержать наплыв посетителей.
-
Проверку на работоспособность в любых браузерах и на любых устройствах.
Функциональное тестирование
На этом этапе необходимо проверить реализацию функциональных требований, согласно спецификации на разработку. Кроме ряда особенностей, внедряемых в конкретный магазин, основной пользовательский сценарий типичен в любом интернет-магазине: вход на сайт, просмотр каталога, выбор товара, оформление заказа и оплата. Также зачастую он расширяется регистрацией и авторизацией.
В немалой степени положительному опыту процесса покупки в интернет-магазине способствует очевидность «поведения» страниц: оно не должно выходить за пределы привычного для покупателя сценария, быть интуитивно понятным и предсказуемым. Если покупатель не сможет найти нужный товар или не поймет, как оформить заказ, яркое дизайнерское решение и скорость отклика страницы не спасут магазин от потери клиента.
1. Вход покупателя на сайт
При входе на сайт пользователь должен получить приятное первое впечатление и сразу понять, какой продукт предлагается для покупки. Важно, чтобы на этом этапе покупатель смог при желании получить контактную информацию о продавце, способах оплаты и доставки. Необходимо проверить функционирование элементов, преимущественно располагаемых на главной странице - с ними покупатель сталкивается сразу, и может покинуть магазин, если что-то не будет работать должным образом:
-
навигация по магазину (категории и спецпредложения);
-
функционирование поиска;
-
автоматическое и ручное пролистывание слайдеров (на десктоп-версии и мобильных устройствах);
-
переход на релевантные страницы при клике на баннеры со спецпредложениями.
2. Просмотр каталога
Получив общее представление о магазине, покупатель перемещается в каталог для просмотра товаров. Каталог выполняет функцию навигатора по магазину, включает в себя категории и подкатегории. Основные и самые важные этапы проверки:
-
переход на любую из категорий и подкатегорий;
-
на мобильных устройствах каталог трансформируется в удобное меню с раскрывающимся списком;
-
каталог представляет собой сетку активных товаров с наименованиями и ценами;
-
если товаров много и они содержат характеристики, должна быть возможность их отсортировать, чтобы отобрать нужные позиции;
-
при клике на товар можно перейти на детальную страницу с подробным описанием;
-
товар можно добавить в корзину;
-
если представлен большой список товаров, должна быть предусмотрена пагинация по страницам.
3. Выбор товаров
Если покупатель заинтересовался каким-либо товаром, из представленных в каталоге, он переходит на детальную страницу. Это неизменный атрибут интернет-магазина. Она помогает предоставить всю необходимую информацию о товаре, описать его наиболее привлекательным способом и призвана помочь покупателю принять решение о покупке. На детальной странице обязательно наличие элементов, при отсутствии которых пользователю будет неудобно ориентироваться среди множества товаров:
- Название товара
- Артикул
- Описание товара
- Изображения
- Цена
- Наличие на складе.
Покупатель выбирает товары и добавляет их в корзину. Это важный этап покупки в интернете, на котором пользователь не только собирает информацию о понравившихся товарах, но и откладывает их для дальнейшего пристального изучения и принятия решения о покупке. С точки зрения функционала важно прежде всего проверить, что:
-
товар добавляется в корзину и это очевидно для пользователя (есть уведомление и миникорзина пополняется выбранной позицией);
-
покупатель видит полную стоимость всей покупки в миникарте;
-
цены корректны (цена не меняется при добавлении в корзину), при добавлении нескольких товаров должна верно указываться их сумма;
-
покупатель может в любой момент просмотреть содержимое корзины;
-
если осуществляется доставка товаров на дом, то при расчете стоимости покупки указана стоимость доставки, и она корректна;
-
пользователь может изменять количество товаров - добавлять или удалять их;
-
если товара нет на складе, то его нельзя добавить в корзину - и об этом появляется уведомление;
-
скидки и спецпредложения рассчитываются верно.
4. Оформление заказа
После выбора товаров и согласия покупателя на покупку, происходит оформление заказа. Здесь же зачастую происходит регистрация в системе. На этом этапе важно помнить, что покупателю необходимо предоставить возможность выбора - оформлять заказ без регистрации или предварительно зарегистрироваться на сайте. Для интернет-магазина процесс регистрации крайне важен: это и формирование базы клиентов, и анализ портрета покупателя, а также сбор статистики и многое другое. Но регистрация не должна быть навязанным действием. Лучше рассказать на страницах магазина о преимуществах создания аккаунта (отслеживание посылок, бонусы постоянным клиентам и др.). Подробнее мы расскажем об этом в п.5.
Что еще необходимо учитывать при тестировании процесса оформления заказа?
-
для физических лиц и для организаций реквизиты заказа будут разными. Все это достаточно просто учесть в регистрационной форме, но обязательными для заполнения должны быть только абсолютно необходимые для оформления заказа поля.
-
истекает из первого: только нужные поля в формах, отсутствие лишних шагов на процессе регистрации;
-
возможность вернуться на предыдущий шаг чекаута и изменить уже заполненные данные;
-
уже на этапе оформления заказа покупатель может захотеть удалить товар из списка или, наоборот, добавить еще - это нужно учитывать и предоставлять такую возможность.
5. Авторизация и регистрация
Большинство крупных интернет магазинов имеют функциональность личного кабинета. В личном кабинете пользователь может управлять своими заказами, получать информацию об индивидуальных предложениях, просматривать накопленные баллы по программам лояльности и прочее. В личном кабинете тестируют следующее.
-
изменение заказа (отмена, изменение количества);
-
треккинг заказа при доставке;
-
возврат покупки;
-
баллы лояльности;
-
специальные предложения;
-
историю заказов.
6. Оплата товара
Обычно интернет-магазины предоставляют несколько вариантов оплаты: наличными при получении, кредитной картой, безналичным платежом со счета и т.д. - всё зависит от целей и возможностей конкретного интернет-магазина. При тестировании оплаты необходимо учитывать следующее:
-
если пользователь узнал о вариантах и стоимости доставки заранее в соответствующем разделе на сайте, эта информация не должна отличаться от той, которая будет на этапе чекаута: не должны отсутствовать какие-то варианты, стоимость не может быть другой;
-
необходима возможность выбора любого из способов оплаты, но только одного (например, нельзя выбрать одновременно оплату онлайн и оплату наличными при доставке);
-
если пользователь выбирает оплату онлайн через специальные платежные сервисы, должен происходить переход на страницы эти сервисов для авторизации и продолжении процесса оплаты;
-
активная сессия онлайн-оплаты должна завершаться при простое;
-
если существуют отличия в процессе оплаты для зарегистрированного и незарегистрированного пользователя, они должны учитываться;
-
на странице оформленного заказа и в письме клиенту должен быть отображен вариант оплаты.
Юзабилити-тестирование
Существуют исследования по выявлению основных причин отказов от покупки. Оказывается, покупатели чаще всего идут на такой шаг в следующих случаях:
-
для совершения покупки требуется регистрация;
-
платежная форма кажется небезопасной;
-
процесс оформления заказа сложен, неочевиден или занимает много времени;
-
присутствует большое количество полей для заполнения;
-
появляется оповещение о платной доставке, о которой пользователь не был уведомлен в процессе оформления.
Все эти «тонкие места» должны попадать в фокус пристального внимания при тестировании интернет-магазина. В нашем блоге вы можете узнать, как лучше тестировать юзабилити, чтобы увеличить прибыльность магазина.
Кроссбраузерное и кроссплатформенное тестирование
С распространением разнообразных гаджетов мир стал мобильнее: стало удобно оплачивать счета за квартиру из онлайн-банка, заниматься английским через приложение на смартфоне, работать из любой точки мира и быть на связи 24/7. Еще никогда покупка товаров не была такой простой. Всё больше людей хотят иметь возможность оформить заказ, используя не только ПК, поэтому интернет-магазин должен быть кроссбраузерным и кроссплатформенным – то есть выглядеть идеально в любом браузере, при любом разрешении экрана и на любом устройстве.
Баги верстки не настолько критичны, как баги функционала, но тем не менее они могут заставить покупателя отказаться от покупки на сайте. Поэтому тестирование верстки интернет-магазина имеет одну существенную особенность: в нем должны учитываться точки принятия решений (контрольные точки, на которых покупатель решает, продолжать ли ему процесс покупки или нет). Как правило, это корректность отображения элементов, посредством взаимодействия с которыми клиент сможет выполнить целевое действие на сайте.
Например, важно обратить внимание на следующие этапы:
-
Просмотр каталога. Вряд ли пользователь захочет продолжать процесс покупки, если сетка товаров будет “неопрятной”: товары должны быть выровнены относительно друг друга и остальных элементов на странице, не должны “накладываться” друг на друга, кнопка добавления в корзину не должна съезжать или пропадать и т.д.
-
Просмотр товара. В любом браузере детальная страница товара должна выглядеть одинаково, изображения не должны обрезаться или растягиваться на всю ширину экрана на мобильных устройствах.
-
Оформление заказа. Слишком маленькая кнопка оплаты или неработающие чекбоксы в одном из браузеров могут стать существенной преградой на пути пользователя к совершению покупки.
Проводя кроссбраузерное и кроссплатформенное тестирование нужно ставить во главу пользователя и его потребности. Например, предупреждение о том, что пользователь использует устаревшую версию браузера и для корректного отображения сайта желательно скачать новую - хороший тон.
Нагрузочное тестирование
Способность магазина выдержать большой наплыв посетителей становится очевидной при увеличении числа покупателей и в сезон распродаж. Для этого существуют инструменты, имитирующие постепенное увеличение пользователей, находящихся на сайте. Если время загрузки сайта остается прежним, что и на уровне с небольшим трафиком, в таком случае проблема не наблюдается. Для интернет-магазинов тестировать можно и осуществление одновременных транзакций, чтобы получить время отклика всех самых важных бизнес-функций. Кроме того, нагрузочное тестирование приобретает особое значение при планируемой масштабируемости интернет-магазина.
В нашем блоге мы подробно рассказывали о нагрузочном тестировании и показали, как можно произвести нагрузочный тест на Magento 2 с использованием Apache Jmeter.
Особенности тестирования интернет-магазинов, созданных на Magento
Мы рассказали о важных особенностях тестирования интернет-магазинов для исключения ошибок в их работе с точки зрения функционала, удобства, производительности и совместимости. Это необходимый минимум для качественной работы любого магазина.
Возможности Magento при создании интернет-магазина по-настоящему впечатляющие. Без преувеличения можно утверждать, что на Magento можно создать магазин любой сложности, включив в него функции, которые будут качественно отличать его от конкурентов.
Существуют ли какие-то отличительные черты процесса тестирования интернет-магазинов на платформе Magento?
1. Тестирование мультисторности
Magento CMS делает возможным создание сразу нескольких интернет-магазинов, а затем позволяет управлять ими из общего центра, одной административной панели. При проверке необходимо учитывать эту особенность.
2. Проверка назначения ролей и разграничения прав в системе
В Magento CMS реализовано удобное управление, которое позволяет разграничить права в административной панели для разных людей: менеджеров, бухгалтеров, программистов и других. Разделы, предназначенные для специалиста с определенной заявленной ролью, не должны быть доступны другому, если они скрыты для этой роли.
3. Проверка совместимости расширений
Помимо встроенного функционала Magento имеет множество модулей (или расширений) и различных шаблонов - это масштабируемая и расширяемая платформа. Обязательно нужно проводить тестирование на совместимость, чтобы убедиться, что расширения не конфликтуют и не мешают работе друг друга.
4. Тестирование валют и оплаты
Сильной стороной Magento является встроенная поддержка валют и курсов валют. Например, можно применить для управления магазином одну валюту, а на сайте цена будет отображаться в другой валюте. Можно настроить систему так, что клиент магазина самостоятельно выбирал удобную валюту. Управление курсами валют можно осуществлять в ручном или автоматическом режиме, для разных витрин использовать различные валюты. Все возможные варианты необходимо тестировать.
Подводя итоги
В нашей компании накоплен большой опыт в теcтировании интернет-магазинов на платформе Magento - как небольших, так и занимающих лидирующие позиции в своих отраслях. Мы знаем не понаслышке об особенностях Magento и при тестировании умеем выявлять недочеты и качественно устранять их на самых ранних этапах, что позволяет снизить затраты на разработку.
Будем рады помочь вам в создании современного и функционального магазина.
Использованная литература
- Digital buyer penetration worldwide from 2016 to 2021
- Особенности тестирования интернет-магазинов
- Процесс-оплаты-картой-в-интернете
- Советы по тестированию Magento для e-commerce приложений