Magento,Magento Community,Magento Enterprise,ecommerce,электронная коммерция,cms,bitrix,интернет-магазин,битрикс,1С,сегментация,customer segmentation

Мы продолжаем серию сравнительных статей о двух довольно популярных платформах для интернет-магазина – Magento и Битрикс. И на этот раз, как мы и обещали, будем рассматривать конкретные фишки каждой из систем. И начнем мы с одного из самых важных инструментов в коммуникации с клиентом любого онлайн-магазина - сегментации.

Введение

Что может быть важнее лояльности и внимания клиентов? Вопрос неоднозначный. Но одна аксиома предельно ясна всем без исключения – индивидуальный подход к каждому клиенту может свернуть горы. И золотым ключиком для этих самых гор является ничто иное, как сегментация.

Сегментация – деление клиентов на группы, имеющие сходные характеристики. Это один из самых важных этапов в управлении магазином. Увидеть перспективную аудиторию и предложить ей уникальные условия – только так можно выжать максимум из возможного. Кроме того, именно это позволяет магазину жить и развиваться, выявляя желания аудитории и изменяя траекторию собственного развития в ответ на актуальные запросы сегодняшнего дня.

Почему сегментация так важна для владельцев онлайн-магазинов?

До недавнего времени довольно расхожей была мысль о том, что развивать магазин необходимо путем привлечения как можно большего количества аудитории. Но большее не всегда лучшее, и количество почти никогда не превращается в качество.

Ориентация на нецелевую аудиторию может выйти боком не только с точки зрения затрат на рекламу и продвижение, но и со стороны сервисных расходов, связанных с общей неудовлетворенностью конкретного сегмента покупателей от неподходящих товаров.

Ориентация на правильных клиентов всегда дает большую отдачу в силу того, что мы знаем потребности и желание аудитории. Сегментируя покупателей и изучая их поведение и запросы, мы всегда находимся на шаг впереди, зная алгоритм их дальнейших действий.

Предугадывание их шагов и показ именно того, что они хотят видеть, увеличивает не только конверсию, но и лояльность к бренду. Ведь клиент всегда вернется туда, где его «понимают без слов».

О полезности данного феномена сложено немало хвалебных речей, поэтому давайте посмотрим, что же такое сегментация. В этой статье мы постараемся показать вам все возможности анализа аудитории и воздействия на клиентов на примере двух лидеров мировой и российской сферы электронной коммерции – Magento и Битрикс.

Сегментация в Magento

Сегментация клиентов в Magento богата различными комбинациями.

В панели администратора можно с легкостью получить и фильтровать данные по следующим категориям.

Клиенты:

  • По адресу клиента
  • По дате создания аккаунта
  • По возрасту и дате рождения
  • По адресу фактической оплаты
  • По адресу доставки товара
  • По адресу электронной почты
  • По имени
  • По фамилии
  • По полу
  • По группе (если клиент зарегистрирован в магазине в определенной группе: оптовик, vip, и т.д.)
  • По факту подписки на новости вашего магазина
  • По количеству средств на клиентском счете в вашем магазине

Корзина:

  • По общему количеству добавленных в корзину продуктов (штук)
  • По общей стоимости всех добавленных в корзину продуктов
  • По количеству добавленных в корзину категорий продуктов (позиций в счете)

Продукты:

  • По списку продуктов в корзине или Списке желаний (wishlist) клиента
  • По истории просмотра товаров клиентом (за все время или определенную дату, плюс возможно применения фильтра по атрибутам товара)

Продажи:

  • По адресу заказа
  • По общей цене всех покупок
  • По количеству заказов
  • По количеству покупок

В результате этого мы всего в несколько кликов сможем получить данные об уже готовой целевой аудитории.

Все эти данные можно не только получить, но и использовать для последующей обработки – именно это является самым ценным. Данная сегментация позволяет не только собирать и получать информацию о клиентах интернет-магазина, но и не уходя из админ-панели на основе собранных данных создавать рабочее поле для маркетинговых экспериментов. Здесь Битрикс заметно уступает.

Приведем пример. Собрав необходимую аналитику из системы, мы можем легко определить, сколько покупателей тратит в магазине, скажем, более 1000$ в месяц. Взяв за основу данное условие, мы без проблем и лишних расчетов сможем предоставлять скидки только этой аудитории. И сделать это мы сможем не только посредством привычных email-рассылок, но и, к примеру, путем автоматического перерасчета цен на финальном этапе оплаты. Или мы запросто можем транслировать баннеры с рекламой конкретного вида продуктов для конкретной аудитории, лояльность которой мы также заранее определили через возможность Magento-аналитики.

Кроме всего этого, необходимо учитывать тот факт, что встроенной сегментацией оснащена только редакция Enterprise, ежегодная абонентская плата которой составляет 17900 USD. Но и для бесплатной версии платформы есть хорошие новости. В Community без особых проблем можно установить аналогичный модуль, лишь единожды заплатив за него. Таким образом, выбирая любую редакцию Magento, вы сможете в полной мере воспользоваться возможностями сегментирования клиентов. Покупать коробочное Enterprise решение с встроенной возможностью разграничения сегментов, либо устанавливать бесплатную Community и интегрировать в нее дополнительный модуль, решать вам.

В любом случае, применяя сегментацию в Magento, вы получите:

  • Возможность автоматических почтовых рассылок по выбранным параметрам
  • Возможность трансляции таргетированных баннеров по любой из вышенаписанных категорий
  • Автоматические расчеты скидок для той или иной выбранной вами аудитории клиентов
  • Возможность воздействовать на каждого клиента индивидуально, исходя из его поведения

Сегментация в Битрикс

Изучив справочную информацию и протестировав демоверсию Битрикса, приходится делать вывод, что сегментация в нем менее продвинута и по большей части является аналитикой, нежели полноценным практикоориентированным решением, аналогичным Magento.

Скорее всего подобная функциональная ограниченность обусловлена тем, что “Битрикс - Интернет-магазин” сам по себе является модулем, который интегрируется в стандартное решение “Управление сайтом”, а не полноценной платформой электронной коммерции, созданной исключительно для нужд электронной торговли.

Как говорится на официальном сайте системы, сегментация является частью модуля “Веб-аналитики”, и, как любая аналитика, она направлена преимущественно на сбор данных.

В панели администратора можно с легкостью получить информацию о следующих категориях:

  • Пользователи, пришедшие с рекламных компаний
  • Это отслеживается с помощью специальных параметров в ссылках (referer 1, referer 2 или других синонимов).

  • Пользователи, пришедшие с ссылающихся сайтов
  • Это возможно через получение информации о списках ссылающихся на ваш магазин сайтов.

  • Пользователи, нашедшие магазин в поисковиках
  • По страницам или сайтам, на которые пришел пользователь
  • Вы можете сегментировать клиентов по тому, какие страницы вашего магазина посещают клиенты.

  • С помощью плагина для сбора статистики Openstat
  • Это - дополнительно устанавливаемый модуль сервиса (сходного с Google Analytics и Yandex Metrica), позволяющий получать данные о конверсии. В рамках плагина также есть возможность сегментации, но и она направлена лишь на аналитику и сбор данных об аудитории.

  • по дополнительным параметрам, таким как страна, пользователь, IP –сеть

После получения этих данных есть возможность разделять посетителей на группы и реализовывать кампании для стимуляции продаж. Для этого в рамках CMS есть модуль рекламы для управления баннерами и модуль e-mail рассылок, которые являются предустановленными коробочными решениями редакции «Бизнес».

«Управление сайтом - Бизнес» - наиболее оптимальное решение для создания онлайн-магазина на платформе Битрикс. Особенно учитывая тот факт, что интернет-магазин включен только в 2 редакции CMS - «Малый бизнес» и «Бизнес», первая из которых отличается довольно ограниченным функционалом.

Таким образом, Битрикс содержит в себе неплохой инструментарий для сбора аналитических данных, и с его помощью вы сможете получить представление о качественных и количественных показателях аудитории вашего сайта, но возможность дальнейшего применения этих данных немного ограничена.

Применяя сегментацию в Битриксе, вы получите:

  • Возможность рассылок по выбранным категориям/сегментам покупателей
  • Возможность трансляции таргетированных рекламных баннеров

____

Изначально мы готовили довольно большой сравнительный материал, подобный тому, что мы собрали в нашей пилотной статье. Но, к сожалению, по Битриксу мы нашли ограниченное количество информации. Если вы найдете информацию более обширную, чем описано выше, можете писать о неточностях или дополнениях в комментариях.