Ни для кого не секрет, что этот год - год удаленки и сидения дома, повлиял на все сферы бизнеса, включая сферу IT.
Я расскажу в статье, о том, что изменилось за этот год в целом, и, в частности, в нашей Компании ASTRIO agency.
Первыми пострадала сфера туризма, границы закрыли, а клиенты остались “обманутыми дольщиками”, так как никому не вернули деньги.
Также сильно пострадала сфера развлечений: отменены концерты, закрыты театры и кинотеатры. Некоторые деятели искусства в открытую заявляли, что им нечего есть.
Торговые центры закрыты, небольшие бутики тоже. Супермаркеты открывают сервис доставки из магазина на дом. Надо сказать, это очень удобный сервис, теперь хождение в магазины абсолютно не нужны.
Школы закрываются, дети переходят на удаленный режим обучения, совместно со взрослыми, которые начинают удаленно работать.
Магазины одежды, техники и прочего заменяют сервисы Wildberries.ru, Ozon и многие другие. Учеба и работа проистекает в сервисах Гугл и Яндекс, проходят видеоконференции через Meet, Zoom и другие площадки. Концерты, митапы, образовательные курсы переходят в режим онлайн.
А теперь посмотрим, что происходит в IT сфере? Почему все IT компании перегружены, идет рост и расширение штатов в компаниях?
Популярность цифровой трансформации наметилась уже давно, и пандемия в значительной мере ускорила это.
Если говорить про сферу торговли - практически все оценили удобство и безопасность онлайн-торговли: оплата в один клик и бесконтактная доставка. Поэтому и после отмены ограничений мы видим, что онлайн-рынок продолжает расти и развиваться. Поэтому компаниям стоит подумать над тем, что переход в онлайн - объективная реальность современного рынка.
Если говорить о сервисах для работы и учебы, то, как пример, обсудим приложения связи. Большинство пользуется приложением Zoom бесплатно. Компания зарабатывает деньги на дополнительных услугах, в первые три месяца 2020 года она заработала 122 млн долларов - в два раз больше, чем за тот же период прошлого года.
Компания Slack тоже в выигрыше. Она специализируется на системе мгновенных сообщений и деловом общении в компаниях. Число пользователей Slack удвоилось между январем и мартом.
Возрос и спрос на социальные сети, так как и неформальное общение on-line удвоилось.
В это время ряд IT-компаний оказываются в плюсе. Рекрутинговое агентство The Gravity Agency и их клиенты — международные продуктовые IT-компании — рассказали о том, кто выиграет от карантина и как ситуация в целом может повлиять на рынок. Акции компании Zoom взлетели вверх, так как это один из немногих инструментов, позволяющих эффективно организовать онлайн звонки для большого количества людей, а спрос на это сейчас как никогда высокий.
Разумеется, выиграют все деливери-сервисы.
Подъем ощутит гейминг и стриминговые платформы. В принципе то же можно сказать про любой бизнес, который сможет обеспечивать потребности людей, сидящих на карантине - в том числе потребности в обучении, связи и развлечениях.
Выиграют те компании, которые смогут перевести большинство процессов в онлайн и предоставят своим сотрудникам возможность работать удаленно. К счастью, для большинства IT-компаний это нормальная практика. Как пример, мы, работая удаленно, занимались всеми процессами, включая подбор персонала и вывод его на работу. Разумеется, некоторых пугает поиск работы во время такой нестабильной ситуации, зато оживляются те, чей работодатель не проявил лояльности.
Карантин внес коррективы как в рабочие процессы, так и в эмоциональное состояние сотрудников. Поэтому естественная миграция специалистов должна сильно замедлиться: нестабильность, неизвестность и прочее. Тем не менее, на рынок труда выйдут специалисты из закрывающихся и приостановленных проектов. Я ожидаю рост стартапов и продуктовых компаний, поэтому за свободных специалистов придется бороться. Возможен рост зарплат в офферах, но, думаю, он быстро вернется в норму.
Естественно, что количество желающих “войти в IT” из-за удаленки — зашкаливает. Взлетят цены IT-курсов, появится множество онлайн-курсов и всяческих мошенников. Но мне все-таки кажется, что даже перегретый рынок вряд ли охотно будет нанимать такое обилие низкоквалифицированных кадров. Будет огромная конкуренция и демпинг на уровне Trainee и Junior, но это вряд ли затронет Middle+ специалистов.
Что касается E-commerce, он и в до коронавирусный период демонстрировал стабильный рост. Пандемия и последовавший за ней карантин лишь усилили интерес продавцов и покупателей к дистанционной торговле. Те бизнесы, которые еще не вышли в онлайн, начали поспешно искать возможность влиться в этот рынок.
Изменилось и покупательское поведение. Люди, вынужденные находиться в изоляции, начали приобретать все необходимое в сети.
За полтора месяца изоляции большинство россиян получили положительный опыт ежедневного использования интернет-площадок для покупок. Скорее всего, к концу пандемии у потребителей формируется стойкая привычка покупать онлайн, и в дальнейшем они продолжат охотно пользоваться услугами интернет-продавцов.
Безусловно, все это серьезно скажется на объемах продаж интернет-магазинов и торговых площадок.
Мы, в свою очередь, на себе ощутили огромный рост новых клиентов. В разработке стало больше проектов, а, соответственно, мы активно ведем набор во все отделы.
Как итог, самая востребованная сфера сейчас, это сфера IT.