В связи с постоянным ростом объемов мировой электронной торговли и повышением конкуренции, современный интернет-магазин должен соответствовать большому количеству требований к производительности. Долгие загрузки, не открывающиеся страницы и ошибки в процессе пользования сайтом могут не только отпугнуть потенциальных клиентов, но и понизить уровень лояльности постоянных покупателей.

В этой статье мы расскажем о пользе мониторинга производительности электронного магазина, который необходим для оперативного обнаружения проблем сайта и предупреждения их последствий. Материал будет интересен владельцам и топ-менеджерам eCommerce компаний.

Электронный магазин - сложная, не статичная система, которая требует регулярной проверки производительности. Даже самые незначительные изменения в работе сервера, обновление сторонних модулей, изменения в настройках и деятельность контент-менеджеров могут стать причиной возникновения ошибок, сбоев или снижения скорости ответа.

Инициаторами изменений на сайте являются не только его владельцы. В результате активности пользователей также накапливаются изменения в системе. Создание новых аккаунтов, оформление ордеров, формирование вишлистов и проблемы с “раздуванием” таблиц логов приводят к переполнению баз данных, и, как следствие, к снижению работоспособности и падению магазина.

Команда Astrio оказывает услуги по проведению мониторинга и помогает обнаружить и устранить проблемы раньше, чем их заметят покупатели. Мы используем такие ресурсы автоматизации, как Newrelic и Zabbix.

Как правило, мониторинг включает в себя:

Еженедельный отчет о состоянии системы.

Этот отчет содержит информацию о ключевых показателях загруженности, ошибках, выявляет пиковые моменты в течение недели. Анализ таких отчетов за длительный период дает представление о динамике изменений показателей.

Например, планомерное повышение среднего уровня загрузки CPU от недели к неделе может сигнализировать о необходимости оптимизации процесса на уровне кода. Либо проблема в том, что ресурс сервера недостаточен для поддержки растущего количества пользователей и необходим технический апгрейд. Примерно аналогичным образом можно судить и о других показателях: использовании памяти, количестве свободного места на дисках. Благодаря еженедельным отчетам владелец ресурса всегда осведомлен о степени загруженности сайта и может предотвратить перегрузку и отказ с помощью превентивных мер.

Архитектурный анализ.

На данном этапе проводится проверка актуальности патчей безопасности, просмотр логов на предмет ошибок, более глубокое и детальное изучение отчетов Newrelic. Архитектурный анализ проводится реже, и, в целом, преследует те же цели, что и предыдущий вид работ. Благодаря ему выявляются неочевидные, нерегулярно проявляющиеся и наиболее сложные в понимании проблемы, которые могут привести к существенным нарушениям в работе сайта и бизнес-процессах.

Анализ инцидентов.

Отчет об инциденте содержит подробное описание произошедшего инцидента с точки зрения показателей работоспособности. Наши специалисты выявляют и изучают ошибки, проблемные транзакции, находят источник проблемы и предлагают возможные пути ее решения.

Анализ акций.

Когда магазин проводит рекламную кампанию, количество посетителей сайта резко возрастает. Детальный отчет о прошедшей акции выявляет наиболее "слабые" компоненты в архитектуре магазина на моменты повышения активности пользователей.

Отчеты нагрузочного тестирования.

В сезон распродаж или крупных рекламных кампаний электронный магазин должен справляться с возросшим наплывом покупателей. Нагрузочное тестирование позволяет безболезненно для бизнеса испытать магазин “на прочность”: выяснить максимум пользователей, который возможно поддерживать, узнать о слабых местах в серверном окружении и коде. На основании этого отчета предлагаются доработки, ведущие к увеличению текущей производительности, а также он помогает распланировать наращивание серверных мощностей на перспективу.

Помимо вышеперечисленного, в рамках мониторинга замеряется размер таблиц в базах данных, проверяется выход новых версий сторонних модулей и самой Magento (и, соответственно, своевременно предлагается их обновление), исследуется соответствие серверных ресурсов требованиям, выдвигаемым бизнесом. В зависимости от индивидуальных потребностей клиента, список отчетов и анализов может корректироваться.

В нашем портфолио представлены highload-проекты. В списке наших постоянных партнеров такие клиенты, как:

Интернет-магазин одной из крупнейших компаний Казахстана Meloman.kz

Этот сайт содержит 3 store view и предлагает более 300 000 товаров в каталоге. Несмотря на высокую нагрузку в 700-1000 пользователей одновременно, магазин может похвастаться стабильной работой и высоким коэффициентом удовлетворенности покупателей. Все это благодаря своевременному проведению мониторинга: возникающая проблема фиксируется и устраняется до того, как у нее появляются видимые проявления.

Один из ведущих производителей домашнего текстиля Togas.

Изначально магазин имел ряд технических дефектов, вызывавших нестабильность работы и неизбежно влиявших на на бизнес процессы крайне негативно.

При проведении мониторинга сайта было выявлено несколько проблем, в числе которых:

- ошибки в логах, связанные с остатками в базе данных от модуля, который уже не использовался;

- слишком долгие web транзакции;

- проблема с медленной очисткой кеша;

- не работал сторонний модуль, отвечающий за поиск, функцию перехватил дефолтный поиск, и проработал длительное время, прежде чем этот момент выявил мониторинг.

Все это время релевантность результатов поиска была снижена.

Сейчас подобные проблемы своевременно фиксируются и устраняются.

Процесс мониторига сайта обеспечил стабильность работы площадки, позитивно сказался на эффективности бизнеса.

Заключение

Существует два подхода к решению технических проблем, возникающих в ходе работы электронного магазина.

Первый - устранение тех проблем, которые уже видны и мешают совершать покупки. В таком случае всегда будет существовать некий процент неудовлетворенных пользователей, склонных уйти к конкурентам.

Второй позволяет зафиксировать и устранить предпосылки проблемы прежде, чем она станет актуальной для покупателя. Это не только обеспечивает экономическую стабильность бизнеса, но и позитивно влияет на настроение пользователей.

Именно поэтому мониторинг интернет-магазинов должен не только внедряться на ранних этапах разработки проекта, но и являться регулярной частью поддержки. Это помогает вовремя выявлять все недочеты и ошибки, а также стремительно развивать свой магазин.